Как взаимодействуют учителя и родители в голландских школах?
В продолжение начатой темы. Общение и разделение обязанностей между школой и родителями в Голландии крайне необычно для российского восприятия. Начиная с четырех лет, школа берет на себя ответственность за обучение целиком и полностью. В Голландии никому не придет в голову отбирать детей в первый класс на основании того, как они умеют читать и считать. Они не должны ничего этого уметь, иначе зачем школа?
[[MORE]]
Родители обязаны водить детей в школу, а школа обязана не только предложить определенную программу, но и добиться ее основательного усвоения. Причем без помощи родителей. Никогда не забуду, как учительница моей восьмилетней дочки напряглась, когда я сказала ей, что дома занимаюсь с ребенком математикой дополнительно, прохожу с ней темы вне школьной программы. Лицо учительницы стало серьезным и озабоченным: как часто занимаетесь? Как долго? По каким программам? Я была просто потрясена этой реакцией. Но теперь, когда прошло еще восемь лет, я понимаю, что она имела в виду. Учить Наташу - это ее работа. И она, как человек, отвечающий за обучение, имеет право знать, если я решила вмешаться в этот сложный и дидактически продуманный процесс.
Как складываются взаимоотношения школы и родителей в Голландии?
Согласно голландской системе в начальной школе (т.е. до двенадцати лет!) не дают домашних заданий. По мнению школы, у детей в этом возрасте недостаточно ответственности и зрелости, чтобы самостоятельно делать уроки, а переваливать эту ответственность на родителей считается недопустимым. Учеба детей - это дело самих детей, а не их родителей. А школа должна работать так, чтобы ребенок был в состоянии делать свое дело качественно. Все мы знаем, что от большинства семилеток и даже многих десятилетних детей невозможно требовать качественного выполнения домашних заданий. Поэтому в Голландии никто этого не требует.
Когда нужна помощь родителей?
Бывает, конечно, что школе необходима помощь родителей. Например, у мальчика плохо с математикой. Учитель объясняет ситуацию родителям и просит их согласия на то, чтобы мальчик получал дополнительные задания, за выполнением которых придется частично проследить дома. В этих случаях родители из Восточной Европы просто подпрыгивают на стуле от желания сделать все, что нужно. Многие голландские родители тоже готовы сотрудничать. Но встречаются и категорические отказы: «Я хочу приятно проводить время с детьми, я не учитель, математику не знаю и не люблю. Учить - это ваша работа, а не моя». В таких случаях школе ничего не остается, как менять план, и справляться с проблемой своими силами.
Экстренная ситуация, когда родителей поднимают по сигналу тревоги, это если дети начинают доводить одного из своих одноклассников. Для предотвращения и разрешения таких конфликтов существуют специальные государственные программы и тренинги для учителей. Если ваш ребенок участвует в травле других, то вас немедленно об этом оповестят и потребуют по крайней мере высказать ребенку свое полное и абсолютное осуждение. Школа отвечает за всех учеников и разворачивает грамотную кампанию но защите обиженных с учетом особенностей подростковой психологии. Зато отношения между учителем и учениками - это проблема учителей, и, даже если ваш ребенок довел учительницу до истерики, вас не попросят принять меры и заступиться за педагога.
Когда моя дочь училась в первом классе средней школы (13 дет), у нее и группы ее подружек возникла вражда с девочкой, на мой взгляд, вполне симпатичной, но несколько неуклюжей в социальном плане. Девочку дразнили в школе, а потом даже сделали интернет-страничку класса и написали там про нее всякие гадости. Моя дочь была одним из авторов, причем, когда все это выплыло наружу, я увидела эти ужасные тексты и узнала, что досталось не только той девочке, но и классному руководителю. И вот классный руководитель позвонил нам домой. К тому моменту моя дочь уже раскаялась и горько жалела о содеянном. Поэтому я постаралась, как могла, ее защитить и обещать, что больше такого не повторится. Но меня поразило, что в нашем длинном разговоре учитель ни разу не упомянул Наташины грубости по отношению лично к нему. Он не побежал жаловаться маме, что ее дочь его обижает. Я должна признать, что в этот момент я не могла не восхититься его профессионализмом.
Профессионализм голландских учителей
Голландские учителя не имеют права грубить ученикам, даже в ответ на откровенное хамство. Во-первых, с чисто педагогической точки зрения это было бы абсолютно неграмотно. Отвечать на незрелое поведение детей грубостью - значит, опускаться до их уровня. Действие, недостойное взрослого человека и учителя. Во-вторых, в голландском обществе к детям относятся с уважением, и именно такое отношение ожидается от школьной системы. Если голландский учитель скажет ребенку «Идиот!» или «Выйди вон!» - ему не избежать праведного гнева родителей. Родители требуют от школы хорошего образования в комфортной обстановке. Оскорбления и разговоры на повышенных тонах никак не укладываются в голландские понятия о комфорте. Поэтому в школе такое обращение с детьми абсолютно недопустимо.
Хотя родители, в принципе, могут не вмешиваться в процесс обучения, многие все-таки это делают. Особенно если речь идет об образованных и успешных родителях, у которых подрастают способные, но ленивые дети, которые не справляются со школьной программой. В этом случае, как и везде, сотни и сотни евро уходят на репетиторов, которые проверяют домашние задания и готовят к контрольным. Дома время от времени происходят серьезные беседы, и ведется жесткий контроль с целью удержать нерадивое чадо в программе VWO.
И все-таки я берусь утверждать, что отношения между голландскими родителями и детьми мало зависят от школьных оценок. У моего коллеги, который сам профессор и светило мировой науки, обе дочери не пошли дальше колледжа, и ему совершенно не стыдно, что они не добрались до университета. У другого моего сотрудника дочка, несмотря на все ее желание и все старания, не смогла пойти дальше, чем VMBO, т.е. подготовки к профессиональному обучению. Так получилось, что природа наградила ее амбициями, но обделила способностями. Мой коллега совершенно не паникует по этому поводу. Он уважает дочь за приложенные усилия, и его любовь к ней совершенно не зависит от того, по какой программе она учится в школе.