Как происходит понимание и запоминание телевизионного контента ребенком?

Реакционный подход к телевидению основывается на том, что внимание к телевизору - априорное условие какого бы то ни было процесса понимания его контента. Иными словами, сосредоточение внимания на телевизионном контенте влечет за собой его понимание. Противники телевидения утверждают, что внимание к быстрому темпу телевещания является по большей части рефлексивным и незамедлительным, и это не позволяет детям задуматься над содержанием или управлять своим ментальным процессом, что представляется необходимым. Таким образом, согласно этому подходу, понимание и запоминание телевизионного контента является поверхностным по своей сути.


[[MORE]]

Взаимосвязь между вниманием и пониманием


В противоположность этому сторонники активного подхода к вниманию детей к телевизору совершенно иначе видят взаимосвязь между вниманием и пониманием. Дети считаются активными зрителями, чье внимание к телепрограмме мотивируется попытками понять ее. Исследователи выяснили, что дети способны обращать избирательное внимание на телевидение, стараются больше узнавать о просматриваемом материале, декодировать новую информацию с помощью доступных им на данный момент когнитивных навыков и используют телевидение для усовершенствования и развития новых навыков. Для этого подхода характерно утверждение, что телевизионный контент способствует тем процессам развития ребенка, которые Пиаже назвал ассимиляцией и аккомодацией: они ассимилируют знание понимания содержания телепрограмм с существующими ментальными схемами и в то же время приспосабливают эти схемы к вновь обретенным с помощью телевидения знаниям. Активная парадигма предполагает, что взаимоотношения между телевидением и детьми носят взаимный характер. Внимание совсем не обязательно влечет за собой понимание, но последнее может в большой степени формировать внимание, направленное на телеэкран. Телевидение передает вполне определенные сообщения, но их понимание (или их игнорирование) во многом зависит от определенных социальных, когнитивных и эмоциональных личностных потребностей отдельного ребенка и процесса его личностного развития.


Дети и телевизор: путь от внимания к пониманию


Чем больше у ребенка зрительского и социального опыта, тем больше вероятность того, что ребенок будет более внимательным и что просмотр телевизора принесет больше плодов. В научном мире интерактивный процесс взаимодействия между ребенком и телевидением известен под аббревиатурой AIME. AIME означает процесс, в ходе которого ребенок оценивает телевизионный контент как легкий или трудный для понимания, как знакомый или новый, как важный или не имеющий значения. Наряду с оцениванием ребенок определяет то количество умственных усилий, которое требуется затратить в данном случае. Например, если ребенок воспринимает некоторое действие или ситуацию как очень знакомую для него или для нее, то уровень AIME и степень внимания к телевидению будут существенно снижены. А в случае, если они будут восприняты как новые и интересные, уровень AIME возрастет. Более того, если вниманию детей предлагаются трудные и захватывающие телепередачи, они проявляют очень сильный интерес к ним и, соответственно, высший уровень AIME.


Как меняется восприятие телевизионного контекста по мере взросления ребенка?


По мере взросления дети учатся соотносить определенные формализованные черты телевидения с конкретными жанрами, и их зрительские потребности развиваются в зависимости от того, какой жанр для них наиболее интересен. Они учатся различать программы для взрослых и программы для детей; рекламу и телепередачи; комедии и остросюжетные фильмы. А также они приобретают способность управлять своим вниманием в соответствии со своими интересами и задействовать те когнитивные схемы, которые больше всего уместны для определенных жанров.


В дальнейшем у детей появляется способность четко различать рекламу «для мальчиков» и рекламу «для девочек» только по одним формальным признакам, вне зависимости от рекламируемого продукта, и приписывать им определенные значения. Они понимают, что реклама, направленная исключительно на мужские стереотипы, обычно сопровождается громкой музыкой, резкими переходами от одного кадра к другому, специальными звуковыми эффектами, повышенным темпом действия и т.п. В то же время реклама для девочек сопровождается приглушенной фоновой музыкой, женскими голосами, пастельными тонами, фотографическими приемами, такими, как уменьшение четкости кадров (изображение становится все более темным и исчезает) и «наплыв» (одно изображение наплывает на другое), плавными переходами от кадра к кадру, а не резкими скачками, и т.п.


Дети отличаются друг от друга как по степени внимания и понимания, зрительским предпочтениям и тем социальным контекстам, которые их окружают, что обусловлено мерой доступности различных альтернативных занятий, так и по сформировавшейся у них внутренней мотивации к различным вещам. Совершенно ясно, что внимание к телевидению - это не механический бессистемный процесс зачарованности ребенка-марионетки мерцанием телеэкрана. Наоборот, это очень сложный, активный и двусторонний процесс коммуникации.

Популярные сообщения из этого блога

Социально-психологическое влияние: конформизм, внушаемость, подчинение

Профилактика простуды: к сезону гриппа готов!

Детские прически