Саморазвитие личности: возьми на заметку

Как чудесно пахнет эта сирень…» — «Но это не сирень, а ландыши. А вот абстрактная картина, она собрана из осколков выпуклого стекла. Ее можно потрогать руками, определить, что на ней изображено. То ли бабочка, то ли море». — «Но я никогда не видел бабочку.

[[MORE]]

Об этом эпизоде с подарками в доме Александра Суворова, младшего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования я узнала от его друзей. Их рассказ напомнил мне сюжет с розами из известной оперы „Иоланта“. «Я красную просил сорвать», — обращается рыцарь к слепой от рождения девушке. Она не знает о своем недуге и ошибается, срывая цветы, никак не может понять, чего от нее хотят.


Мне не удалось попасть на Сашин день рождения, потому что не встретилась я с его гостями в условленном месте на вокзале. Пришлось повернуть назад, идти навстречу сплошному потоку пассажиров. Подумалось сразу о Саше. Он живет под Москвой, и нередко ему приходится одному, без сопровождающих, отправляться в дорогу. Так вот почему на мой вопрос, для чего у него на шее свисток, он мне тогда, при первом знакомстве, ответил с улыбкой: «Для очеловечивания толпы». Не сразу мне довелось оценить всю глубину этой фразы…


…В последних числах мая состоялась защита диссертации Александра Васильевича Суворова «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты». Собрался весь цвет отечественной науки — известные философы, педагоги, психологи. Еще бы! Подводился итог небывалого духовного эксперимента, начатого еще четверть века назад талантливым психологом А. И. Мещеряковым и его другом выдающимся философом современности Э. В. Ильенковым. Александр Суворов был непосредственным участником эксперимента, а затем продолжателем его после ухода из жизни своих учителей.

Стоя за кафедрой, диссертант проводил пальцами по шершавым как терка страницам со шрифтом Брайля и хорошо поставленным голосом зачитывал реферат. Чтобы по-человечески существовать, говорил он, для лишенных слуха, зрения и речи нужен прорыв в чужой мир, в мир здоровых людей, а он не приспособлен для тех, кого жизнь поставила перед обрывом в тьму безмолвия. Проблема в том, каким образом осуществить взаимную интеграцию здоровых и инвалидов. По убеждению диссертанта, она должна строиться не на базе милосердия, а как взаимное общение представителей этих двух миров и должна быть основана на уровне общей культуры, общей интеллигентности, общего воспитания. В мире существует некая идея «субкультуры» для инвалидов. Суворов резко настроен против нее, он отрицает ее, потому что она способствует самоизоляции. В то время как личностью можно стать только в общении.


Научный труд этот создан на обширном материале, составленном из книг и статей диссертанта. Их более сорока. Сами названия их о многом говорят: «Проблема конкретной человечности», «Достоинство», «Прикосновение»… Помимо того что все они написаны прекрасным языком, ценность этих работ состоит еще и в том, что созданы они на основе личного опыта. Автор в них выступает не как подопытный кролик, а как вполне сознательный участник жесткого эксперимента. Слепоглухота, по мнению Суворова, отдельная планета, на ней он — разведчик науки. И какой разведчик! Это по достоинству сумели оценить представители научного мира, присутствовавшие на защите столь необычной диссертации. Автор ее невольно сам стал прекрасной иллюстрацией своей идеи о беспредельных возможностях человеческого духа.


Отмечая диссертацию как важный вклад в развитие наук, посвященных человековедению, оппоненты Александра Васильевича Суворова оценили ее еще и как победу, подобную той, какую одержал в свое время его легендарный однофамилец, с той только разницей, что на этот раз были пройдены «Альпы» сложнейших человеческих испытаний. Ученый совет единодушно постановил: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук заслуживает быть признанной докторской. Такое случается редко. Но это был как раз исключительный случай.


Один на один с пустыней… Засохшее дерево в лесу… Никакого воображения не хватит, чтобы поставить себя на место слепоглухонемого. Переживания переживаниями, но жизнь ставит человечество перед «упрямыми фактами». Они неумолимы и свидетельствуют о том, что число инвалидов, лишенных слуха, зрения и речи, нарастает во всем мире. Мало констатировать их обездоленность. Мало исследовать их проблемы. Надо создавать условия для полноценного развития их личности. Но как? Сегодня в специализированных домах для детей-инвалидов умеют создавать среду, которая дает кое-какие знания, владение дактильной речью (общение с помощью пальцев), умение читать с помощью шрифта Брайля, а также возможность трудиться, чтобы обеспечивать себя, выполняя простейшие механические операции.


В нынешнем году исполнилось бы 70 лет «духовному отцу» Александра Суворова, как он сам его называет, Эвальду Васильевичу Ильенкову. В американской философской литературе его называли «единственным в мире человеком, точно знающим, что такое диалектика». В своей статье «Не человеческий фактор, а личность», посвященной юбилейной дате Э. В. Ильенкова, Суворов вспоминает о том, какое влияние на развитие его личности оказал этот блестящий мыслитель. С ним он общался 11 лет. (Ильенков ушел из жизни в 1977 году в возрасте 53 лет.) Свою научную деятельность «духовный отец» Суворова посвятил проблеме становления каждого человека как полноценной личности. Он утверждал, что человечество в силах справиться с самой гуманной задачей — сделать «духовными аристократами всех». Всех! В том числе и инвалидов.


Личностью не рождаются, а становятся — это убеждение Ильенкова совпало с тем, что творилось в душе юного Суворова. «Я хотел состояться», — пишет он, вспоминая свою поисковую активность. И далее: «Я всегда смотрел на себя не как на неисправимый биомеханизм, не как на организм с дефектами, но как на личность, с детства попавшую в экстремальную ситуацию… Я хотел сам за себя отвечать, сам себя творить, не перепоручая столь важного дела никому». А Ильенков, вспоминает его ученик, ломал себе голову над тем, что необходимо сделать, чтобы «кусок мяса» превратился в человека, в личность, а не в частичную деталь частичной машины.


Эвальд Васильевич принял деятельное участие в судьбе четверых воспитанников Загорского детского дома, отобранных для того, чтобы оторвать их от уготованного им обучения примитивному надомному труду или в лучшем случае конвейерным операциям и научить мыслить, дать им пропуск в мир здоровых людей. Ильенков, уверенный в том, что слепоглухота лишь обостряет общечеловеческие проблемы, высвечивает их, стал все чаще появляться в Загорском доме: «…Здесь я, как на ладони, впервые начинаю понимать всю глубину положений Спинозы, Фихте, Гегеля о сознании, о мышлении…» Так осуществил он переход от теории к практике.


Для четырех подопечных Мещерякова, а затем и Ильенкова были созданы особые условия обучения. Им помогли поступить на факультет психологии Московского государственного университета, где с ними занимались лучшие представители гуманитарных наук. Все четверо получили блестящее образование и были зачислены научными сотрудниками Института психологии АПН. Это была великолепная победа учителей и учеников, доказавших на собственном примере, что человеческие возможности безграничны и от общества зависит, будут они проявлены или нет.


Дальнейшая судьба четверых такова: Юрий Лернер окончил художественную школу, увлечен скульптурой; Сергей Сироткин защитил кандидатскую диссертацию, работает во Всероссийском обществе глухих; Наташа Корнеева вышла замуж за здорового человека, родила двух детей, помогает мужу работать над составлением учебного пособия по изучению дактильно-контактной речи. Вышла в свет его книга «Азбука чутких рук». Как сложилась судьба Суворова, вы об этом уже знаете.


Защитив диссертацию, Саша уехал на Черное море в детский лагерь «Орленок». Однажды он сказал: «Научные труды, книги — в сберкассу времени, а главное для себя сейчас, сегодня быть полезным людям, особенно детям». Он живет и преодолевает трудности ради тех людей, кому он может принести пользу и еще ради тех, кто его любит. И прежде всего ради мамы. Она удержала его на этом свете: «Я твердил себе, что обязан ее пережить». Мария Трофимовна — необыкновенная женщина, всю себя она посвятила становлению сына. В прошлом путепроход-чица где-то на далеком полустанке вроде Буранного, уже в преклонном возрасте она овладела дактилем, одолела шрифт Брайля. Повсюду она сопровождает сына: читает ли он лекции на предприятиях, куда его охотно приглашают, посещает ли научные семинары, конференции.


И еще главное для него — дети. Он не хочет, чтобы лишенные зрения, слуха, они страдали, и старается сделать все возможное, чтобы наперекор мраку и безмолвию они могли почувствовать себя счастливыми — хоть немножко, хоть чуть-чуть. Александр Суворов учит своих маленьких друзей, как надо вести себя с людьми из мира зрячих и слышащих, что надо делать, чтобы не сидеть затворниками у себя дома в четырех стенах, боясь высунуть нос на лестничную площадку, учит, как не надо качать права, пользуясь своей инвалидностью, и учит, как надо работать над собой, чтобы хоть в чем-то стать для других интересными. Воспитателям-педагогам рекомендует не скрывать от детей-инвалидов их проблем, а говорить им, пусть жесткую, но все же правду. Не Иоланты. Их не оградишь от сурового окружающего мира. Жизнь не щадит никого и все равно рано или поздно преподаст им свои беспощадные уроки. Но правду надо уметь преподносить так, чтобы смягчить ее любовью, вниманием, чутким отношением.


Беседы Суворова полезны всем людям, они многого стоят. Взять хотя бы это: «Сначала радость. На основе радости — любовь, на основе любви — долг. Ни в коем случае не наоборот! Получится традиционная педагогика насилования ребенка, если попытаться идти от долга через любовь к радости».


Сам Александр Суворов идентифицирует себя с человечеством, при этом считает, что главным органом чувств должна быть у людей «духовная культура». С тем и идет сам к ним навстречу, создавая вокруг себя, невольно, совершенно естественно, особую ауру доверительности, спокойствия и доброты. А как же слепоглухота? Ее постепенно перестаешь замечать. И невольно ловишь себя на мысли, что только от тебя самого зависит, как чувствовать себя — инвалидом или полноценным человеком.

Популярные сообщения из этого блога

Социально-психологическое влияние: конформизм, внушаемость, подчинение

Детские прически

Профилактика простуды: к сезону гриппа готов!